Псевдоправославные книги
В моей епархии дела обстоят еще сложнее. Если у вас подобные книги в большинстве своем издаются людьми православными и находящимися в лоне канонической Церкви, которые просто не думают о своей ответственности перед читателями, то у нас подобная литература издается раскольниками разных мастей. И люди путаются. Псевдоправославная литература плоха тем, что дезориентирует и разочаровывает людей невоцерковленных. Читая подобные книги, люди начинают недоумевать: Неужели такое проповедуют в Церкви? Зачем я туда пойду?
Можно ли каким-то образом решить проблему псевдоправославной литературы? Решить эту проблему очень просто. Достаточно во всех доступных СМИ (как церковных, так и светских), разместить информацию, что отныне во всех изданиях, которые позиционируются издателями как православные и выпускаются верующими людьми, должны стоять не просто архиерейские благословения, но номер архиерейского указа и число, которым он был подписан. Разумеется, правящий архиерей не может знакомиться со всей издаваемой литературой, поэтому у меня в епархии есть цензор.Многие издающиеся молитвенники имеют благословение Святейшего Патриарха, но на самом деле Патриарх их в глаза не видел. А ведь в этих молитвенниках могут быть вредные, самочинные, даже языческие молитвы! Если бы на молитвенниках в обязательном порядке стоял бы номер указа, число, да еще и телефон в Патриархию, то в случае сомнения верующие звонили бы и выясняли, действительно ли этот молитвенник имеет благословение Святейшего? А какой указ, какое число? Простите, у нас в списках этого издания нет.
У нас в епархии именно так делается со всеми издающимися книгами, даже с брошюрками. Тогда сразу видно, где подделка. Было бы желание, а решить все возможно.
Псевдодуховная литература.
Одним из ярких образцов псевдоправославной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г.П. Дурасова под названием "Богом данная"
Многих православных христиан не радуют и не окрыляют статьи религиозного содержания в газете Московский комсомолец и опечалил факт переиздания тиражом 30 000 экземпляров книги "Почему я верю в Бога". Виктор Вейник.
Две книги Виктора Вейника, Наука и Православие.
Осторожно, провокация!
Купил сегодня в Новом Книжном на Сухаревской интересную книжицу, под названием Русский православный катехизис. Правда, интерес она должна представлять не столько для тех, кто желает побольше узнать о Православии (или о русском Православии), сколько для прокуратуры. Поскольку такая потрясающая по наглости фальсификация, наверное, должна подпадать под какую-нибудь статью.В качестве автора данного сочинения заявлен некий прот. Иоанн (Петров), а в качестве благословившего епископа некий Кирилл (Никифоров).
Если верить выходным данным, то выпустило сию грязь издательство ДЕСНИЦА в 2003 г. тиражом 10.000 экземпляров. Причем у нее даже ISBN есть: 5-94098-012-0 (может быть, липовый)!
Вот лишь некоторые утверждения из данного катехизиса:
1. Иисус Христос был сыном Марии и, скорее всего, Иосифа, человеком с необыкновенными физическими и духовными способностями.
2. Христос не умер на кресте и соответственно не воскрес.
3. Христос впоследствии умер, как и все остальные смертные. Скорее всего в Японии, куда Он бежал спасаясь от преследований.
4. Христианин должен обрезать крайнюю плоть.
5. Причастие есть ритуальный каннибализм, смысл которого в освобождении собственного подсознания.
6. Ни христианство вообще, ни православие в особенности не являются монотеизмом. Православные молятся множеству богов.
7. Христос любит в первую очередь евреев и помогает в первую очередь евреям. К русской нации Христос не питает никаких выраженных симпатий.
ОСТОРОЖНО! МАНИПУЛЯЦИЯ СВЯТОСТЬЮ! (О КНИГЕ Е.ЕРОФЕЕВОЙ ПАСХАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ)
Жизнь и смерть всякого благочестивого христианина, тем более, священника, поучительна. Она не нуждается в многословии, витиеватых украшательствах, недостоверных чудесах и пророчествах, во всем том, чем переполнена книга Е. Ерофеевой Пасхальная память, посвященная отцу Владимиру Шикину (издание четвертое, дополненное, ООО Издательская группа Фавор XXI). Во внешнем плане книга поражает, прежде всего, утомительным многословием, сусальностью. Нет ни чувства меры, ни чувства вкуса. Обилие цитат, известных всякому более или менее образованному человеку. Множество выписок из святых отцов. Но не в художественной беспомощности и графоманских длиннотах главная беда этого сочинения. И даже не в экзальтированности и слащавости. А в претензии на некое откровение, проводником которого высшие силы избрали автора повествования. В основном книга состоит из пересказа снов об отце Владимире. Человек, уже ушедший, не может отвечать за приписываемые ему слова, тем более, за чужие сны, в которых он якобы призывал не принимать ИНН.
В этом харизматическом служении отец Владимир навязывается в качестве святого. Ему приписывается абсолютное ясновидение. Всех, кто обращается ко мне, в каком бы уголке ни был, всех слышу. Фотокопии портрета отца Владимира, сделанного художником Л. Беседновым, мироточат. Люди, слушая по телефону об обилии Батюшкиной благодати, изливаемой на других, начинали плакать на другом конце провода. Ощущали Батюшкину молитву, переходящую на них через рассказчика. Все время все плачут, слезы льются градом (во время проповеди о. Владимира). Верю, о. Владимир не оставит, не бросит ни одного из любящих его ни в этой жизни, ни в будущей. Отцу Владимиру приписываются свойства сверхсвятого, равного Самому Богу. Он знает помыслы и судьбы каждого. (Так даже никто не писал о преподобном Серафиме Саровском). А также судьбу мира.
Известно, что в свое время Петр I издал указ о тщательном расследовании чудес. И выявленных фальсификаторов плачущих икон и т.д. повелел наказывать кнутом. И, как пишут историки, после этого количество чудес заметно поуменьшилось.
Отец Владимир был скромным человеком, и по свидетельству протоиерея Александра Шаргунова, спрашивал у него совета, как следует относиться к тем или иным современным проблемам, в том числе, к проблеме ИНН. Последний такой разговор был за несколько дней до его смерти. И в вопросах отца Владимира не было даже намека на откровения, якобы пришедшие к нему свыше, на чем так настаивает Е. Ерофеева. Чтобы убедить читателя, она не останавливается не только перед явным вымыслом, но даже перед манипулированием Священным Писанием, выдергивая из него цитаты.
Автор уверяет, что тот, кто принимает ИНН, отказывается от своего христианского имени и соединяется с душой антихриста. Человек, не носящий святого имени, не вписан в Книгу Жизни. (Апок.13,8). Батюшка сокрушался сегодня решается, с кем мы хотим остаться, и что выберем: ад или Царствие Небесное (имеется в виду принятие или непринятие ИНН). Это уже прямой шантаж, крайне опасный для психики простодушных и неискушенных читателей. Получивший ИНН оказывается вписанным в Книгу Смерти (стр. 271). Главное, получается, что цель христианской жизни это неприятие ИНН. И кто не принял ИНН, уже спасется. Это заменит и веру, и дела. Вера приравнивается к магии и к самым диким суевериям.
На титульном листе книги надпись: По благословению епископа Владивостокского и Приморского Вениамина. Впрочем, мы знаем, как в наше время могут ставиться подобные грифы. Но несомненно, что за выпуск этой книги должны нести ответственность и редактор, и издательство, и распространители такого рода литературы. Как сказала одна верующая женщина, хорошо знавшая о. Владимира: После прочтения этой книги у меня появилось недоверие к жизнеописаниям современных старцев и их чудесам. А у кого-то, можно естественно предположить не только современных.
Тем не менее, книга выдержала уже четвертое издание. В чем разгадка спроса на такую литературу? Во-первых, это связано с духовным состоянием слишком многих, недавно перешагнувших порог храма, читателей. После стольких лет государственного атеизма у людей нет религиозной культуры, как это было раньше, когда, между прочим, существовала нормальная церковная цензура. Придя в Церковь, человек ищет прежде всего чуда, особенно когда он не находит исхода из окружающих его бед. Не так-то просто избавиться от инерции языческого восприятия. Христианство понимается не как труд души, не как путь крестных заповедей, а парадоксальным образом как надежда на легкое избавление от спасительного креста. Подсознательно начинается поиск, можно сказать, кумира, который поможет в одночасье. Это своего рода магия под видом христианства. Увы, немало читателей из тех, кто обманываться рад. Е. Ерофеева хорошо чувствует эту востребованность и употребляет нечестный прием вам не дают опомниться, оглушая якобы чудесами. На самом деле происходит профанация, десакрализация чуда: благодаря помощи этого чудотворца, у вас все будет получаться, все будет хорошо. Автор требует безоговорочной веры, психологически ставит себя как бы некоей посвященной: Я знаю. С помощью такой безапелляционности и совершается подлог. Недостоверное выдается за святую истину. Это зомбирование простодушного читателя производит впечатление цыганского заклинания, гипноза. Так зарождаются секты.
Церковь вся живет святостью. Святостью Самого Христа Бога и святых, приобщившихся Его святости. И с мечом херувимским стоит на страже святости. Потому недопустима в ней манипуляция святостью. Святость, святые это то, что свято. Это то, что святая истина, святая правда. Всякая неправда есть грех говорит Писание. Особенное значение имеет неправда в слове. За всякое слово праздное тем более, лживое даст человек ответ в день Суда.
Хуже всего праздное и лживое слово там, где речь идет о святости, о святыни, о святых. В старину было очень важное, забытое теперь слово пустосвят. Разумеется, его нельзя употребить по отношению к отцу Владимиру Шикину, который, как мы знаем, был благочестивым, достойным священником, и мужественно переносил внезапно посланную ему смертельную болезнь. Но это слово, на наш взгляд, точно характеризует автора данной популярной и популяризируемой книги.
Юрий Архипов доктор филологических наук
К сожалению, сейчас издается много католической, протестантской, сектантской литературы, глупой отсебятины всевозможных старцев, блаженных, а то и христов, в которой можно встретить совершенно нецерковные, а подчас и прямо оккультные толкования Писания и наставления в духовной жизни. Вот лишь некоторые из духовных произведений последних лет:
Г.П. Дурасов. Богом данная Макария;
Татьяна Гроян. Царский архиерей;
Иеромонах Трифон. Чудеса последнего времени; С.Г. Залесский. По вере вашей да будет вам.
Об иконе Божией Матери, именуемой Воскрешающая Русь;
А.Г. Чахвадзе. Окно в мир горний: явления, чудеса и молитвы последних времен;
Русь Православная;
Духовные беседы и наставления старца Антония;
С. Девятова. Очерк Пензенский старец Алексий в книге Православные старцы 20 века;
Иеромонах Гавриил. Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся…;
Схимонахиня Антония. Я испытал тебя в горниле страдания;
В.П. Филимонов. Но избави нас от лукаваго…; Угодница Божия Пелагия Рязанская;
Лучезарный батюшка. Воспоминания об игумене Гурии (Чезлове); Ах, мама, маменька;
Встреча с вечностью (видеокассета и DVD-диски).
Книга Пензенский старец схиигумен Алексий. Придите ко мне все труждающиеся.
Я думаю что ни у кого из нас нет никаких претензий к Алексию Шумилину, больному при жизни церебральным параличом. Был ли он рукоположен сведений нет, но на фотографии в книге он в коляске и с крестом. На книжке стоит благословение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, так это или нет сложно сказать.
Автор книги, некто под ником иеромонах Гавриил пишет такие вещи: старец после своей кончины говорит приходящим на его могилку, что не надо петь ему панихиды и поминать в упокоение, а надо петь акафисты. И даже если все священноначалие будет утверждать обратное, нам надо поступать так, как сказал старец на могилке.
В книге сказано что чудеса исцеления могут заменить рукоположение в священство это пишет составитель, заметьте, иеромонах Гавриил. А когда мог быть рукоположен во священники такой больной человек, каким был старец Алексий Шумилин не говорится. Он святой, и все.
В этой книге мы видим призыв к поклонению неканонизированному лицу. Однако есть определенные правила канонизации святых, о чем подробно говорилось на Архиерейском Соборе в 2004 году.
К слову сказать, книгу об отроке Вячеславе Чебаркульском под названием Бог говорит избранным своим, по словам составителей,именно старец Алексий благословил - но проверить это просто невозможно.
На сайте владивостокской епархии одна прихожанка задала вопрос по поводу этой книги. И получила ответ от священика:
Здравствуйте, Мария.Господь говорит в Евангелии: По плодам узнаете их. Когда вы читаете Евангелие, творения святых отцов, у вас бывает смущение или раздвоенность как сейчас? Нет, конечно. Наоборот, душа исполняется утешения, мира. Божественные книги не могут ввергать в смущение. Поэтому делайте выводы о прочитанной вами книге. А то, что она издается по благословению архиепископа Филарета, в этом надо еще разобраться. Слова книги: даже если все священноначалие будет утверждать обратное, нам нужно поступить так, как сказал старец, - говорят о явном раскольническом и сектантском духе ее автора. Попирается важнейшее свойство Церкви соборность. В этой связи вспоминаются также слова одного католического богослова: Если бы папа сказал ложь вместо истины, то и тогда Церковь должна ему верить. Получается, слова старца важнее голоса Церкви. Это папизм какой-то. По поводу канонов Церкви, принятых апостолами, вселенскими и поместными соборами и святыми отцами. Они обязательны для всех, желающих спастись, так как являются Преданием церковным. Отвергающий их не имеет спасения. Поэтому больше не смущайтесь, оставьте эту книгу и читайте лучше творения святых отцов Церкви.Игумен Алексий.
Глава Челябинско-Златоустовской епархии РПЦ митрополит Иов обратился к собратьям-архиереям с просьбой донести до всех верующих информацию о недопустимости почитания лжесвятого отрока Вячеслава. Мальчик, умерший 15 лет назад, стал героем нескольких книг, популярных в православной среде, и теперь на его могилу съезжаются паломники со всей России. По мнению экспертов, феномен святого Славика еще раз свидетельствует о катастрофически низком уровне религиозного сознания наших сограждан.
Слава Крашенинников, 11-летний мальчик из города Чебаркуль, страдал тяжелым заболеванием крови и умер полтора десятилетия назад. Сегодня над его могилой сооружена усыпальница, заставленная иконами, в том числе самого Славика. Сюда съезжаются со всей страны паломники, читаются молитвы и поются сложенные в его честь акафисты. Камешки, насыпанные возле могилы, раздают приезжим. Не даром за пожертвования.
Популярность Славика приобрела такой размах, что митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) создал комиссию по расследованию обстоятельств появления этого культа. А в понедельник, после завершения ее работы, обратился к архиереям РПЦ с письмом, в котором попросил разъяснить духовенству и мирянам недопустимость поклонения чебаркульскому лжесвятому.
О мальчике написано несколько книг, бойко раскупаемых в церковных лавках. Причем некоторые изданы по благословению духовенства. Самую первую Чудеса и предсказания отрока Славика сочинила его мама Валентина Крашенинникова. В ней повествуется о том, как однажды крошка-сын признался, что помнит себя задолго до рождения: Знаешь, мамочка, мне много-много лет. Я очень древний! Была полотняная дорога, я несся по ней с огромной скоростью и остановился только у глубокой пропасти... А рядом с собой я увидел высокого человека, одетого как бы в монашеские одежды. Человек этот перешагнул через пропасть и велел Славику последовать его примеру. Что он и сделал. Потом я остался один, прошел немного вперед, свернул в сторону на какую-то твердую, темную дорогу... Пресвятая Троица и мои друзья дали мне понемногу от себя силы. И я отправился к вам, сюда, на грешную Землю.
В раннем детстве Славик упал и получил сотрясение мозга. После чего, по словам матери, стал слышать голоса и пророчествовать. Он говорил, к примеру, что птиц убивать нельзя птицы участвуют в сотворении времени, а в космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на Землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые упадут на нее и все, что попадет под них, раздавят. Предрекал Славик и войну в Чечне, и 11 сентября, и ваучеризацию, и даже дьявольскиеИНН. Много рассуждал об устройстве ада, но о рае почти не упоминал. Когда я спросила: Почему ты рассказываешь в основном про ад? пишет Валентина Крашенинникова. Славик ответил: Чтобы задумались и не попали туда, а про рай пока не достойны слушать. Еще он сказал, что скоро почти все бесы вылезут на поверхность Земли и в аду будет спокойнее, чем на Земле.
Экспертная комиссия, изучавшая книгу г-жи Крашенинниковой, установила, что занимательная демонология святого отрока навеяна коллизиями американских ужастиков. Обнаружились и параллели с оккультной и эзотерической литературой.
Трудно сказать, что в этом опусе фантазии Славика, а что выдумки автора. Но, несмотря на все несуразности, книга матери Славика имела успех. И вскоре за ней последовали две другие Отрок Вячеслав и Бог говорит избранникам своим, автор которых Лидия Емельянова. В них приводятся многочисленные свидетельства о посмертных явлениях мальчика и сотворенных им чудесах. Так, в декабре 2002-го к некоему схимнику N якобы пришла Божья Матерь в сопровождении Славика и, указав на него, сказала: Се оставляю вам отрока во спасение и милость. Многим странам и языкам от России будет спасение чрез отрока сего Вячеслава.
Дальше больше. Оказывается, камешки с могилы Славика целебные и умеют размножаться. Целебны также земля и снег, причем они втираются в кожу, как мазь. Вот читатели и едут в Чебаркуль и поют ему акафисты, и крестятся на его икону...
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Однако поражают не сказки, сочиненные о чудо-мальчике, а то, как легко в них верят сотни и тысячи людей. Впрочем, если в православной среде немало тех, кто почитает за святых Ивана Грозного, Гришку Распутина и даже Сталина, нечего и говорить о больном ребенке. Другое дело что на нем совсем неплохо наживаются взрослые.
Священник Алексий Махетов
Книга Богом данная Богом ли данная?
Нашему сложному в духовном отношении времени дано милостью Божией великое утешение в изобилии издается и беспрепятственно распространяется духовная литература. Уже изданы и переизданы почти все известные творения святых отцов Церкви, жития мучеников и подвижников, произведения догматического, аскетического, катехизического направления. Практические издано все, что только можно издать.
Но и среди этого несомненного блага, среди этого моря духовных сокровищ Церкви, можно наткнуться на книги не только не соответствующие святоотеческому духу православной традиции, но резко чуждые всему духовному опыту Церкви. Эти книги тем опаснее, что претендуют на сугубую православность, изобилуют благочестивыми выражениями. Как правило, такие книги отличает повышенная эмоциональность, восторженность, любовь к пророчествам, склонность к эсхатологическим страхам и чрезмерное почтение ко всяческим предсказаниям, чудесам и знамениям.
Можно сказать, что такие книги подводные камни в море духовной литературы. Они могут превратить, - перефразируя святителя Игнатия (Брянчанинова), - церковные книжные лавки из пристаней спасения в пучины погибели.
Одним из ярких образцов подобной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г.П. Дурасова под названием Богом данная.
Судить о самой схимонахине мы не беремся, так как не были знакомы с ней лично. Вполне допускаем, что Макария была человеком подвижнической, возможно даже и святой жизни. Дело в данном случае не в ней, а в книге. Читатель, взявший в руки Богом данную рискует получить о Православии ложную, искаженную информацию, а возможно, оказаться на пути прелести и погибели.
Анализ всей книги г-на Дурасова занял бы слишком много места, мы взяли лишь самые откровенные строчки из первого издания книги: Сатис. Санкт-Петербург. 1994г.
Итак, что в книге Богом данная напрямую противоречит Святоотеческому учению?
1. Отношение к снам. Святые отцы категорически запрещают верить им. Верящий снам считался древними подвижниками находящимся в прелести. Что пишет г-н Дурасов о юной Макарии? До одиннадцати с половиной лет небожители являлись ей во сне и учили, как следует освящать воду и масло и какие молитвы при этом необходимо произносить. Я была памятливая и бойкая, все и перенимала - говорила она о себе. Лишь тогда Царица Небесная разрешила Феодосии (имя Макарии до пострига) принимать народ и исцелять их духовные и физические недуги. Тогда же Она стала являться больным и сообщала им, чтобы шли они к Феодосии, от которой получат исцеление. (С. 27)
2. Особое место в жизнеописании Макарии автор уделяет святой воде и маслу. Но отношение к ним более чем странное. Создается впечатление, что вода не освящается, а заговаривается. Да и используется она иногда не во освящение и спасение душ и тел человеческих, а для целей очень странных: Полученной от Феодосии святой водой женщина окропила больного петуха, и он прозрел. Это было первое исцеление по молитвам двенадцатилетней девочки. (С. 28). Как известно, благодать в Церкви подается для тех, кто может наследовать спасение, то есть, для людей.
Кто не соблюдал постных дней, не был воздержан в пище, пить святую воду разрешала она реже, кто же постился - чаще. Но часы ее приема каждому были установлены определенные, и их сочетание назначала Матушка по ей одной ведомому закону. (С.51) Подобное аптекарское отношение к святой воде может вызывать лишь удивление.
Трехлитровой банки хватало примерно на месяц, и хранить ее дольше не рекомендовалось. Как известно настоящая святая вода хранится годами, а эта - нашептанная не больше месяца. Не есть ли в этом скрытое указание на ложную природу подобного освящения?
О молитвах во время освящения схимонахиня ни кому не рассказывала, касалась этого вопроса лишь вскользь. Чтобы знать, как освящать, надо на небе, на Престоле, книгу Небесный Устав прочесть, - сказала она мне. - Мне же не велено никому говорить. Да еще благословение нужно получить. Меня благословили Спаситель, Матерь Божия, Иоанн Креститель и архангел Михаил. (С90).
После ей только известных тайных молитв прочитывалось четырежды Да воскреснет Бог, а так же заклинательные молитвы от порчи, молитвы от большого бедствия. Кто мучается очень, - пояснила Матушка,- одних запретительных молитв Киприановых надо девять читать. Однако в Церкви существуют чины освящения воды. Их может совершать только священник. Подобная харизматическая практика (как и само понятие порча) к Православию не имеет никакого отношения. Может быть этим объясняется то, что: Чем больше сосуд тем дольше надо было освящать содержимое?
Пока моя свечка горит, я дам вам воды и масла, - говорила матушка Макария, - а когда свечка моя загаснет, тогда нигде не возьмете. (С.91). Очевидно Церковь, как богоустановленный институт освящения и спасения людей, всерьез автором книги не воспринимается.
Вообще к Церкви у автора какое-то странное отношение: Освященная схимонахиней Макарией вода была чудодейственной. Даже разбавленная водой из источника или освященной кем-то из навещавших Матушку священников она оказывала на человека целительное воздействие. (С93). Как же надо относится к Церкви, что бы написать такие слова? Подразумевается, сто священник может только осквернить освященную матушкой воду!
Своя закономерность была и при лечении святым маслом, употребляемым совместно с водой. Каждому назначала Матушка дни, в которые следовало растирать отдельные части тела обязательно до большого жара. Тем, кто здоровьем был послабее, в субботу, два часа спустя после бани, лучше перед сном, надо было растереть макушку, спину и ноги (от паха до кончиков пальцев). В понедельник же грудь, живот, бока и руки. Самым слабым, в указанном порядке, надо было растирать все тело, сначала зад, а затем перед…
Больные спину, руки или ноги также следовало растирать до большого жара. Если же болезнь приключилась от колдовской порчи, то при этом необходимо еще и прочесть тридцать три раза молитву Да воскреснет Бог… Если болел нос, - надо было мазать сверху и внутри него, а после этого читать молитву Святому Духу, крестя лицо, глаза, нос, рот, уши. (С.52) Подобная практика пользованием маслом напоминает больше знахарство, чем-то воздействие на человека Святого Духа, которое мы встречаем в житиях Святых.
3. Обряд отпевания автор явно считает оккультным действием, могущим повредить здоровью и жизни человека, в случае, если этот обряд будет совершен над живым: Кто-то обманным путем трижды предает ее земле. С того времени у Тихоны (имя Макарии в рясофоре) стала сохнуть и сильно болеть одна нога и послушницу все время тянуло полежать на земле (С. 40). По Дурасову выходит, что Самого Бога обманули, отпев Тихону при жизни и этим повредив ей.
4. Чудесные явления и откровения даже величайших святых посещали крайне редко, а в наше время умалились до чрезвычайности. Более того, святые, близкие нам по времени, предостерегают от доверия к подобным явлениям, и даже советуют отвергать любые явления. В книге же г-на Дурасова явления Макирии происходят чуть ли не постоянно. А то, что говорится Макарии в этих откровениях привело бы в ужас любого истинного подвижника: Прошло немного времени после принятия схимы, и Царица Небесная вновь явилась схимонахине Макарии и сказала, что избирает ее на Подвиг. Отныне ей следовало брать на себя страдания и болезни всех людей, кто обращался к ней с просьбой об исцелении, вместить в свое сердце всю боль и скорбь России и смиренно нести этот, ни с чем не сравнимый по тяжести, груз на своих хрупких плечах.
- Матерь Божия, зачем Ты такую хрупкую уключину выбрала? - спросила схимница, имея ввиду свою болезнь.
- Я все обошла и лучше тебя не нашла, - отвечала ей Царица Небесная. - Придется тебя ставить в Избранницы.
- Чего Ты надумала, какая я Избранница, я весь свой век на кроватке.
- Ты у меня совершенная! - сказала ей Владычица. (С. 42-43).
Святые утверждают, что похвалу без вреда для души не может перенести ни один человек. Здесь мы ясно видим, что подвижница сознательно вводится в гордостное состояние неким, кто представляется ей Божией Матерью. Может вследствие этого становятся подобные высказывания Макарии: Я не знаю, что такое гордость, - сказала она (матушка сост.). Ты меня хоть как назови я не обижусь (С. 61). Святые отцы учат, что гордость есть в самом совершенном человеке, и чем человек совершеннее, тем более гордым он себя видит. И наоборот.
Я ни на кого не обижаюсь, а если они сердятся, то говорю: Вы не годны сегодня со мной разговаривать - и молчу (С.62). Нечто вроде: что с вас взять?. Это не признак смирения, а наоборот);
Я, во-первых, ни чего не нарушаю и небесных стараюсь не обижать, а во-вторых, ставлю себя ниже всех. Как известно, величайшие святые видели себя не исполнившими ни единой заповеди, и ставили себя ниже всех, но никому не говорили об этом;
Я всех ко Господу приведу, - говорила она о тех, кого лично знала. - Господь, верно, скажет: Ну и Макария, привела ты ко Мне кого ни попадя: одни тебя обирали, другие обижали, третьи грабили (С.62). Святые огромным счастьем признавали спасение всего одной собственной - души. Многие из них (такие как Пахомий Великий) и свое-то спасение ставили под большое сомнение;
Во всей России ни один человек не страдает так, как я. Своими болезнями я всю Россию загородила (С.86).
- Матушка, есть ли в России еще человек, который, как ты, исцеляет людей водичкой и маслицем, кого так быстро может услышать Царица Небесная?
- Не дал Бог такого человека, - сказала она с сожалением (С.86).
Москву я дюже берегу, как я молюсь за каждого; там весь народ, там народу много (С87).
Не раз молила Владычицу схимонахиня Макария освободить ее по телесной немощи от данного ей подвига. В ответ она слышала: Матушка, Я тебя давно бы взяла, да на твое место никого не подыщу. И в другой раз: Я весь христианский народ прошла, а замены тебе не нашла (С.100). Не этой ли скромной самооценки как огня боялись Святые?
5. В книге Дурасова встречаются высказывания, подтверждения которым мы не найдем ни в Священном Писании ни у Святых отцов: После десяти вечера есть нельзя, потому что начинаются Страховые часы; на небе идет большое пение (С.53).
6. Вызывают удивление и некоторые молитвы Макарии: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (называй их имена) за теплыми пирогами, за святыми просфорами, за мирским каноном и сотвори им вечную память (С.54). Это больше похоже на народный заговор.
7. Подчас удивляет предмет молитв подвижницы: Однажды Матушка рассказывала мне, как молилась она Царице Небесной и просила: Матерь Божия! Принеси мне своего Маленького. У меня ни когда не будет своих, а я люблю маленьких деточек... Матерь Божия явилась ко мне, - говорила она, - и принесла своего Младенца. Положила на кроватку, а он курчавинький, он красивый какой! Я ручки целовала и плакала. (С.74). Таким молитвам и утешениям могла бы позавидовать католическая маленькая Тереза, но не святая Православной Церкви.
8. Если к воде и маслу в книге выказывается огромное расположение, то к просфорам знаку участия в Таинстве Евхаристии отношение другое: В последние годы жизни схимонахиня Макария лишила себя не только яблочек, которые ей приносили, но даже и просфор. Ела она черные сухари размачивая их водой из источника (С.88).
9. Колдуны, порча, сглаз прочий набор оккультных суеверий характерная черта лжедуховности. Согласно книге Дурасова колдуны могут помешать чуть ли не Самому Господу Богу: Часто и подолгу ли бывает у тебя, Матушка, Владычица? - допытываюсь я. У меня давно не была, - с горечью вздыхала схимонахиня Макария в ту пору, когда в ее хате были большие нестроения от хожалок, - в доме колдуны все испортили, а там где нечисто, Она не бывает (С.97).
Портят того, - говорила схимонахиня (про колдунов) кто им мешает. Вот я мешаю колдунам, они меня и портят. Я же на кресте, у Господа Бога крест такой никто не несет (С.115).
Меня болезнь пересилила. Это порча лихая, потому я и не кушаю. Не невольте меня, а то я буду плакать. Их (колдунов) болезнь переносить очень трудно, это я только могу переносить (С. 117).
10. Критерий святости для Макарии так же очень субъективен: Отец Михаил - великий старец, великий столп от земли до неба. Он первый поклонился моим страданиям, а больше никто не кланялся (С. 131).
Несмотря на, казалось бы, однозначный вывод, который напрашивается по прочтении подобных высказываний, делать его мы не будем. Книга г-на Дурасова не является доказательством неправильности пути Макарии, так как ей просто нельзя доверять всерьез.
Иными словами, если Дурасов написал все как оно было, то ни о какой святости Макарии Темкинской нельзя и говорить.
Но хочется верить в то, что в силу полной некомпетентности автора книги в духовных вопросах, все то, что г-н Дурасов написал о Макарии не ее, а его понимание Православия и духовной жизни в Церкви.
В соавторстве с игуменом Игнатием (Душеиным)
Автор: Ирина Стрижова Дата публикации: 22 ноября 2008 года
Давно занимаюсь вопросом псевдоправославной литтературы.. сама работаю вцерковной лавке и прихожу в ужас от того. КАКИе книги спрашивают люди
Итак..1. все книги об отроке Вячеславе..потому что люди. возводящие его в культ свтого уже стали сектой.. Книга называется Бог говорит избранникам своим и Чудеса и предсказания отрока Славика Ах мама маменька!
2. все книги Анны Ильиной в т.ч. матушки земли русской
3. особым почетом пользуются у нас книги о старице Макарии.Сомнение вызывает освящение воды и ее способы лечения людей маслом и водой
Цитата:Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (называй их имена) за теплыми пирогами, за святыми просфорами, за мирским каноном и сотвори им вечную память
4.Дополнение к книге Молитвенный щит православного христианинас явными заговорами...
5. книги про Пелагею Рязанскую
6. акафист Схимонахини Антонии о молитвеном правиле для женщин, совершивших аборт и о том. как окрестить ребенка, убиенного в чреве.
7.Как молодой девушке спастись от телегонии?;
8. 9286 грехов современного человека;
9. Антихрист уже пришёл!;
10. ИНН как печать Зверя
11. Откровения ангелов-хранителей;
12. Записки неизвестного старца о современной России
Комментарии
Елена: Уважаемый, батюшка, ваша статья произвела на меня сильное впечатление. Я разделяю ваше мнение и хотела бы спросить: как вы относитесь к Пяточисленным молитвам из данного молитвослова?
Вера: Хочу только сказать несколько слов. Ни кого не виня, а просто как факт. Еще в 1995 году я купила молитвослов, в котором как раз написано какому святому нужно молиться в урожае огурцов, от мышей и пр., в болезни зубов и пр.. Мне еще тогда немного странно было, почему предлагается в молитвослове так много слишком уж мирских проблем...
Т.е. еще в начале 90-х годов почему-то начали печатать такие молитвословы...
Как бы поощряя и возбуждая в людях именно такие вот огородные желания для молитвы.
ОТВЕЧАЕТ свящ. А. Плужников
Конечно, начинающим людям нужно духовное молочко и доступная для понимания информация и литература, никто с этим не спорит. И молиться о муже можно и нужно, и Пантелеимона просить о здоровье нужно и можно. Но я говорил о другом: большинство людей, считающих себя православными, удовлетворяются этим молочком и не желают развивать своё сознание, не стремятся понимать духовные истины. Они годами и десятилетиями готовы крутиться в этом порочном круге помолиться такой-то иконе от того-то и не желают искать Христа. Они твёрдо уверены, что у них с Богом прекрасные отношения, особенно если прошения исполняются. Любой священник Вам скажет, что несмотря на наши проповеди, призывы на всенощной храм почти пуст, зато акафисты и водосвятные молебны пользуются большей популярностью, чем даже Литургия. Вот в чём беда.
Инна - Дорогой батюшка, простите за дерзость, но не могу снова не задать вопросы.
Есть такое понятие, как призывающая благодать. Кого-то Господь призывает скорбями, и человек приходит в Церковь изначально, чтобы вылечить ногу или чтобы муж не пил, а потом уже осуществяется его приход к Господу. Или я неправильно понимаю призывающую благодать? Вы считаете, что плохо, если человек со своими скорбями идет в Церковь, не имея в сердце Христа? А если он пока не имеет, но имеет шанс через скорби, утоленные в Церкви, полюбить Христа? И куда ему вообще идти со своими скорбями? И виноват ли он, выращенный родителями-безбожниками, что пока не знает Бога? И какие у него шансы узнать Господа, если в Церковь можно и нужно идти, только любя Его, а бедный человек пока не любит, ибо не знает?
Настоятель нашего храма говорит о книгах, которые пишутся о святых для мирян, как о духовном молозиве: не готов еще человек читать, скажем, сочинения отцов церкви. Пусть читает то, что может воспринять, что по его мере. Естественно, не оккультистику. Это, с Вашей точки зрения, неправильно? А какие у него тогда шансы узнать что-то? Мирянин не может вдруг начать читать высокодуховную литературу. У него ни вкуса. ни знаний для ее восприятия нет. А первые шаги делать надо... Почему бы ему не узнать из популярного источника, кто такие Иоанн Креститель и Николай Чудотворец, не полюбить их для начала за то, что они помогают? И они приведут его ко Христу, разве не так?
Господь, Богородица, святые, действительно, помогают всем. Но как человеку, впервые приходящему в Церковь, относиться к многообразию икон? Как ему понять, что молиться можно перед каждой, если молебен для помощи от пьянства служится перед Неупиваемой чашей? Как ему относиться к присутствию в храме иконы Пантелеимона-целителя, если он или кто-то из близких болен? Принципиально не обращать внимания, если это не его любимый святой и возносить молитвы только святым уже знаемым им, или Господу и Богородице? А что худого будет, если он попросит о здоровье все-таки и у Пантелеимона? И откуда ему знать, впервые придя в Церковь, что не Пантелеимон подает здоровье, а Господь в том числе и по молитвам Пантелеимона?
свящ. А. Плужников Инне - Критерии таковы: человек, совершая какие-либо церковные действия, обряды, ищет Бога, илисебя, любимого? Спасения, просветления души, или чтоб нога не болела да муж не пил? Критерии в душе человека. Также и со специализацией икон и святых: молятсялюди часто не Божьей Матери, а иконе. Как говорил проф. Осипов, иронизируя: И не вздумайтемолиться от пьянства перед Казанской или Владимирской иконой!... А проблема эта очень глубока и решать ей надо всем вместе, и священникам, и мирянам. Путём образования, проповеди, чтения настоящихдуховных книг, а не любимых многими талмудов: Каким святым в каких случаях молиться. Как в язычестве: бог дождя, бог урожая... Лично я молюсь перед любимыми иконами Божией Матери и любимым святым, вне зависимости от специализации. Помогает.Светлана - Мы с мужем давно поняли, что Молитва задержания это мягкая форма христианского проклятия, а вот в пустыни, где я несколько лет жила до замужества, эта молитва читается по благословению настоятеля ВСЕМИ насельниками после каждой кафизмы (там неусыпаемая псалтирь), а также ежедневно взрослыми и детьми (начиная с 1 класса) во время вечернего правила. Против настоятеля не попрешь я не могла этого не делать, хотя мне это и не нравилось. Как в таком случае поступать? Из монастыря уезжать???
свящ. А. Плужников - А почему бы и не уехать из того места, где вам не нравится, где вас вводят в смущение? Ложное смирение и превратно понятое послушание? К сожалению, некоторые монашествующие и им подражающие воспринимают свои отношения с окружающим миром как перманентную окопную войну, вокруг враги, только мы последние защитники Брестской крепости... Вместо того чтобы преображать мир своей молитвой, своей любовью: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, иже на небесех мы опоясываемся живыми помочами, обвешиваемся ладанками, суем за щёку горсть земельки с могилки блаженненькой и молимся с ненавистью, чтобы стены вокруг нашей ненависти к окружающему миру выросли ещё выше, стали ещё крепче. Вот в чём суть таких задержалок. Бегите от таких молитвенников подальше, лучше повнимательней Евангелие читать: если требуют идти одно поприще иди два, а не молиться, чтобы меня не уволили и чтобы святые с духовными пулемётами выстроились вокруг моей кельи...