Фотогалерея
Наставления Св.Отцов
Переносите с благодарением всякие скорби и искушения.

Летоисчесление

История знает немало способов летоисчисления, многие из них так или иначе связаны с Христом, Который является исторической личностью, и временные границы Его земной жизни могут быть определены с помощью того или иного летоисчисления.

Римское летоисчисление по консулам. Официальные римские документы датировались по консулам. Консулов было два на каждый год. Консулы, вступавшие в должность 1 января, назывались ординариями, а консулы, выбранные осенью, — делигнациями. Средства связи в Римской империи были плохие: с 1-го января вступал новый консул, а на другом конце государства ещё не знали его имени. В таких случаях писали: «После консульства таких-то…»

Датировка по консулам прекратилась в 541 году при императоре Юстиниане, но были случаи возобновления такой датировки. Император Лев Мудрый в конце IX века указом запретил назначать консулов и датировать их именами документы. Для соотнесения этого летоисчисления с нашим существуют «Списки консулов».

Другое римское летоисчисление — от основания Рима. Рим основан 21 апреля 3-го года 6-й греческой олимпиады, что значит по нашему исчислению 754 год до Рождества Христова.

Эра селевкидов. Это сирийское летоисчисление, называется оно годами царя Александра Македонского или эрой ионийцев, по имени одного греческого племени.

Древние церковные документы ещё датировались эрой Диоклетиана. Это египетское летоисчисление. Начиналась эра 29 августа 284 года после Рождества Христова.

Летоисчисление от Рождества Христова. По постановлению I Вселенского Собора Александрийский епископ должен был вычислять время Пасхи и извещать об этом весь христианский мир пасхальными посланиями. Александрийские епископы в основу своих пасхалий положили великий индиктион, т.е. цикл в 532 года, после которого все дни недели и Пасхи повторялись.

В правление Юстиниана кончался первый индиктион пасхального летоисчисления. Александрия была поглощена борьбой с монофизитской ересью и не могла продолжить пасхалию. Тогда в 525 г. взялся за это дело римский монах Дионисий Малый, скиф, знающий греческий и латинский языки. Он вычислил новый цикл пасхалии и в основу его положил датировку от Рождества Христова, до сих пор никем не употреблявшуюся. В 532 году он опубликовал свой труд, и это — первая историческая дата, определённая от Рождества Христова. Дионисий предположил, что текущий 1285 год от основания Рима есть 532 год от Рождества Христова. Хронологи считают, что Дионисий допустил неточность в четыре года, так как год Рождества Христова совпадает с 750 годом от основания Рима, а не с 754 годом, как считал Дионисий. Со времени Дионисия датировки от Рождества Христова употреблялись очень редко, только в трудах учёных. В VIII веке стали встречаться первые документы с датой от Рождества Христова, в следующем веке число этих документов увеличилось, в X веке появляются даты от Рождества Христова и в папских документах, и только к XII-XIII векам это летоисчисление становится повсеместным.

Летоисчисление от сотворения мира, т.е. годы от Адама.

Чтобы перевести годы этой эры на наше летоисчисление (от Р.Х.), необходимо из эры мироздания вычесть 5508, и получатся годы после Рождества Христова. Например: 7514 -5508=2006 год. Отсюда следует, что, по мнению издания этой эры (византийцев), Христос родился в 5508 году от Адама. Каким же образом узнали? Число 5508 чисто искусственное, и в его основе лежит простое и по-детски наивное соображение, а именно: известно, что Бог творил мир 6 дней. Христос же в 6 дней Своей страсти искупил и как бы заново воссоздал павший мир Своею смертию в пятницу в полдень, т.е. в пять с половиной дней. Между тем сказано: «Пред очима Божьими тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет» (Пс.89.5; 2Пет.3.8), значит, 6 дней творения и 6 дней искупления можно принять за 6 тысяч лет. А так как в случае с искуплением получается не полных 6 дней, то и вышло 5500 лет. А восемь добавили для удобства, чтобы можно было исчислять этот промежуток времени по индиктам.

Протоиерей Константин ВАСИЛЬЕВ, настоятель кафедрального Рождество-Богородицкого собора в Вологде. «Благовестник», Вологда