Фотогалерея
Видеогалерея
Визит митрополита Викентия в г. Навои Территория храма прп. Сергия Радонежского г.Навои 115 лет женскому монастырю в Ташкенте К 145 - летию Ташкентской Епархии Иисус Христос. Фильм первый. Начало Евангелия Родительские субботы – то, что приносит радость и утешение усопшим Боже, милостив нам буди, грешным! Сила Божия сильнее силы бесовской О старцах, о монашестве, о благодати Божией О войне против Православия. Как сохранить свой мир «Отец наш Небесный, приглашает нас на пир духовный» Празднования в честь «Боголюбского» образа Царицы Небесной Вера Христова ведет человека в вечную блаженную жизнь Митрополит Кирилл
«Мы все равны перед Богом»
Митрополит Кирилл
О любви
Митрополит Кирилл
Об осуждении
Митрополит Кирилл
О кротости
Митрополит Кирилл
О болезнях и скорбях
Как на исповеди рассказать о сокровенном Митрополит Кирилл
О раздражении и гневе
Грех приносит человеку несчастье Митрополит Кирилл
Как научиться прощать
130 лет Среднеазиатской Епархии Биография митрополита Владимира Ташкентская Духовная Семинария
Наставления Св.Отцов
Некоторые отчаиваются, думая, что господь не простит им грехов - такие мысли от врага
Главная / Православие / Как молиться за умерших неправославных, некрещеных и самоубийцах

Как молиться за умерших неправославных, некрещеных и самоубийцах

В “Отечнике” еп. Игнатия читаем: “Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты — авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: “Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога, и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас” (“Отечник,” изд. 4-е, стр. 311-312).

Из сего рассказа блаженного Отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это — молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего... Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною — домашнею молитвою; но только поводом, а отнюдь не примером; ибо преподобный сообщил нам, что он молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его наставлял, но и заставлял молиться обо всем мире: о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и св. Апостол Павел писал к Коринфянам: сердце наше расширено; вам не тесно в нас (2 Кор. 6:11).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан — живых и умерших — можно частною домашнею молитвою, со смирением и покаянием.

Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.). У одного его ученика Павла Тамбовцева, отец покончил самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: “несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?” Ответ старца: “Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.”
Молись же так:

Взыщи, Господи, Погибшую Душу отца моего: если Возможно Есть Помилуй! Неизследимы Судьбы Твои. Не Постави мне во Грех сей Молитвы моей, но да будет Святая Воля Твоя!

Молись просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего, Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно.” — Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться ему?”

Вот эта приведенная здесь частная, келейная, или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: “помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшаго в жизнь вечную в отступлении от святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!” (“Душеполезное чтение,” 1901, ч. 3, стр. 328- 333).

 
Православный календарь