Великий понедельник Страстной седмицы
Его Высокопреосвященству сослужили: иерей Виталий Голбан, иерей Димитрий Хабаров, иеромонах Мефодий (Абдусаидов), диакон Рустик Ковалёв, диакон Пётр Гнатик, диакон Сергей Матыцин, диакон Владислав Красильников.
По благословению архипастыря, проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Мефодий.В своём архипастырском слове по окончании Богослужения владыка митрополит подчеркнул важность этого дня, Великого понедельника, для каждого из нас.
Великий понедельник. До распятия пять дней. Утром Христос с учениками возвращается из Вифании (иерусалимского предместья) в Иерусалим.Он входит в Иерусалимский храм и начинает проповедь собравшемуся там народу. Книжники и фарисеи, знатоки и толкователи Ветхозаветного Писания, также слушают этого столь раздражающего их Своими неудобными словами Праведника. Но слушают недолго — ведь они здесь, чтобы подловить Христа, попытаться уличить Его в преступном намерении, а не чтобы открыть своё сердце Его проповеди.
И вот они допытываются, откуда у Него власть творить чудеса и учить народ. Он отказывается отвечать им напрямую, зато приводит две притчи, которые и сегодня прочитывают в храмах в Великий понедельник. Это, во-первых, притча о двух сыновьях, один из которых вызвался исполнить просьбу отца пойти поработать в винограднике, но так и не пошёл, а другой сперва отказался, а после исполнил отцовскую просьбу (Мф. 21: 28-31). И, во-вторых, — о злых виноградарях, присвоивших себе хозяйский виноградник и убивших хозяйского сына, посланного к ним за плодами (Мф. 21: 33-44). Здесь видны параллели со скорой расправой над Самим Христом: люди, ещё вчера кричавшие «Осанна!» Победителю смерти, через несколько дней станут сами требовать смертного приговора Сыну Божию, посланному к ним Отцом Небесным.В конце этой притчи и звучит то самое предупреждение, обращённое к фарисеям и книжникам: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).
Что значат эти слова?Общий смысл предупреждения таков: Царство Божие наследуют только те, кто приносят добрые плоды — и людям, и Богу. Тот же народ, который не плодоносит, не творит добрых дел, а живёт «для себя», теряет надежду на Царство, хотя бы и считал себя богоизбранным и праведным.
Важно понимать, что под «народами» в данном случае имеются в виду не национальности и не жители какой-то конкретной страны, а сообщества людей, объединённых общим мировоззрением, общей верой. «Народом, приносящим плоды его», Господь называет будущих христиан, объясняет византийский богослов и толкователь Евангелия XI-XII века Евфимий Зигабен, а Царством Божиим, которое они получат, — особое Божие попечение, заботу о них. Схожим образом мыслил его современник, блаженный Феофилакт Болгарский: Царство Божие, говорил он, — это близость к Богу. А блаженный Иероним Стридонский (жил в IV-V веке) понимал в данном случае под Царством Божиим «Святые Писания, которые Господь отнял от них (иудеев. — Прим. ред.) и передал нам (христианам. — Прим. ред.)».Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии
Источник: pravoslavie.uz