Фотогалерея
Видеогалерея
Наставления Св.Отцов
Угодниче божий, преподобный Сергие! Поминай нас в благоприятных твоих молитвах пред христом богом, да помилует он нас грешных и недостойных и да сохранит от всякого зла и напастей

Когда молитва грехом становится

Святой Апостол Павел призывал нас среди прочего иметь постоянство в молитве. И не зря: регулярная молитва ко Господу, Божией Матери и святым помогает нам идти по жизни, преодолевая трудности и беды со скорбями. В молитве мы и благодарим за все блага, и просим что-то, да и просто восхваляем Господа. Но молитва должна быть действительно молитвой. К сожалению, в нашем весьма сумбурном и взбалмошном мире молитва порой превращается во грех. Когда же происходит такое дело и как этого не допустить?

Молитва может быть общецерковной и частной, домашней. Начнем с первой. Приходя в храм Божий мы ставим основную цель не просто отстоять службу, а помолиться, стать ближе к Богу, при помощи молитвы общецерковной. И в храме молитва может очень легко стать грехом. Например, мы слушаем церковное чтение и пение, возгласы священника и дьякона, однако мыслями находимся далеко-далеко. Не только от храма Божьего куда мы пришли, но и от Господа. Порой в это время в голове начинают всплывать различные элементы нашей жизненной суеты: список покупок, перечень домашних дел, рабочих забот и хлопот. Между делом механически вслушиваясь в службу, думаем про себя, например: вот сейчас достою до помазания и пойду, а что - свечка-то поставлена, все нормально. А вот и не совсем нормально: таким образом из церковных прихожан такие мысли превращают нас в "захожан". Подобное посещение (именно посещение и не более того!) храма Божьего без молитвенных мыслей, превращают, пожалуй, молитву в грех.

Что еще отвлекает в церкви от молитвы? Да все, что угодно: шумное поведение некоторых людей и их одежда, мягко говоря, не по православному дресс-коду, кажущееся длинным богослужение, непонимание того, что там поют, читают на клиросе. Все эти и другие факторы могут не просто отвлекать от молитвы, но и превращать ее во грех. Не будем обращать внимания на это и стараться внимание свое нацеливать на Бога, на молитву: нам зачтется это. В любом случае с любым грехом стоит бороться и в храме проникаться настроением молитвенным: благо обстановка располагает. Дело лишь в нашем настроении душевном и, конечно, желании молиться!

Молитвенный душевный настрой играет важную роль не только в общецерковной молитве, но и молитве частной, домашней, повседневной. Стоит отметить, что становясь на молитву (вечернее правило, например) стоит отложить и временно выбросить из головы все свои домашние дела, заботы и хлопоты. Ведь сейчас мы будем вести диалог с Самим Богом! Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. (Иов.22,27) И, действительно, молитва - превыше всего! После нее все дела (обеты твои) спорятся легче. Но если мы будем думать о делах во время молитвы, не приведи Господь осуждать кого-то, думать о прочих посторонних вещах и людях, то такая молитва тоже будет вменена нам Богом во грех!

Бывает такое: посторонние мысли так сами и лезут в голову на молитве. Но это уже другой вопрос: надо гнать стараться такие мысли, просить Бога об этом. Кстати говоря, есть молитва о даровании молитвы. Ее можно читать в начале нашего молитвенного правила:

Когда еще молитва становится грехом, в каких случаях? Ну мы сами можем интуитивно их почувствовать. Например, когда человек молясь, испрашивает у Господа себе или другим что-то злое, например, желая причинить вред жизни или здоровью себя, либо иного человека. Понятно, что все злое Господу неугодно и молиться о таком грех. Также Святая Церковь учит нас приступать к молитве с чистым сердцем и благочестивыми мыслями. При этом крайне важно не быть ни с кем во вражде, примириться со всеми (в крайнем случае хотя быв мыслях своих и в сердце своем). Ведь часто мы просим у Господа прощения своих грехов, но как мы можем на это надеяться, если не простили их ближнему нашему? Самый простой пример такой молитвы: Отче наш (И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим).

 
Православный календарь