Фотогалерея
Наставления Св.Отцов
Кто чаще смерть вспоминает, тот меньше согрешает.

Его чтят и мусульмане

Лет десять, после принятия диаконского, а потом и священнического сана, не использовал отпуск и никуда не ездил. Точнее - ездил, но не отдыхать, а по делам церковным.

В этом году владыка Викентий благословил: в отпуск - именно отдохнуть и поправить здоровье, и не в больнице, как обычно, а в летнем пансионате в горах.

В горы я поехал со своими друзьями - четой Слонимов - Андреем Евсеевичем и Людмилой Васильевной. Пансионат «Навруз», расположенный недалеко от Чаткала, стал нашим пристанищем на несколько дней.

Были на Гулькаме, в Бричмулле, в Сиджаке, на Бельдерсае.

Теперь о главном.

Проезжая Чарвакское водохранилище от Юсупханы до Сиджака, по маршруту, который так и называется «По святым местам», мы сделали «открытие».

Первой остановкой на нашем маршруте была Бричмулла. Этот поселок полностью заселен таджиками. Он находится между двумя реками, питающими водохранилище - Чаткалом и Коксу. Заехав в Бричмуллу, наш автобус резко свернул вправо и вниз. Как сказал водитель Витя (он же был гидом): это первое из святых мест на Чарваке и одно из самых почитаемых мусульманами - источник пайхамбара Идриса Алайх. Салам (с арабского - «пайхамбар» пророк, а слова - «Алайх Салам» означают - «Мир от Бога с ним»).

Оказалось, что святое место - небольшая роща с огромной тысячелетней чинарой у самого источника. В углу рощи стоял ветхий дом мусульманина - смотрителя и главного молитвенника в этом месте. Рядом с домом стояла покосившаяся беседка, где собираются мусульмане. Здесь же по праздничным дням и особым датам они приносят «худои»  - жертвоприношения, т.е. режут барана, и пока он готовится для плова или шурпы, они читают намаз.

Далее о пророке Идрисе мы услышали следующее: ему молятся писатели (мусульмане), т.к. он первый открыл «калам», т.е. письменность («калам» с арабского - «пиши»). Ему также молятся портные и ткачи, т.к. он (Идрис) первый стал употреблять сшитую из ткани одежду (взамен шкур животных). Мусульманские мастера иглы считают, что под руководством пайхамбара Идриса они будут шить одежды святым в раю. И тут, как говорится, меня осенило: ведь они говорят о ветхозаветном пророке, который плюс ко всему сказанному взят за жизнь праведную на Небо живым. Это Енох.

Придя вечером в пансионат, стал искать информацию в интернете. На удивление, моя догадка подтвердилась, причем в трудах авторитета истории Средней Азии Николая Остроумова. Он писал, что Идрис и ветхозаветный Енох - одно лицо. Помимо всего, в интернете открылась страница топонимики Чаткала и там, где говорилось об источнике пайхамбара Идриса, значилось также, что «в иудаизме и христианстве этого святого именуют пророком Енохом». Топонимика многих названий не менялась столетиями. И еще одно подтверждение в Википедии: «Идрис - пророк в исламе, отождествляемый с библейским Енохом. Он считается первым, кто писал каламом, шил и носил шитые одежды, умел считать время, был знатоком древних Писаний Адама и Шиса (т.е. сына Адама - Сифа)».

У нас, в Узбекистане, христиане, мусульмане и иудеи почитают святые места, связанные с пророком Даниилом (Данияром) и праведным Иовом (Аюбом). Вот, если Бог даст, могло бы быть еще одно место, сближающее ислам и православие - источник Еноха.