Фотогалерея
Видеогалерея
Наставления Св.Отцов
Размышляйте чаще и внимательнее о смерти

Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Ташкента. Накануне вечером в соборе также было отслужено Всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили: иерей Виталий Голбан, протодиакон Александр Несин, диакон Рустик Ковалев, диакон Александр Боготобин.

По окончании Литургии архипастырь обратился к молящимся со своим архипастырским словом:

«Сегодняшним воскресным днем мы начинаем подготовительные недели к Великому посту. И Святая Церковь в эти дни готовит нас высокими добродетелями, назиданиями, которыми мы должны пользоваться в своей жизни и, особенно, в дни Великого поста.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам повествование из святого Евангелия “О мытаре и фарисее”. И это повествование говорит нам о том, какая должна быть наша молитва, молитва в храме и молитва дома. Апостол Павел говорит о том, что мы должны непрестанно молиться, т.е. непрестанно быть перед очами Божьими и замечать свои греховные порывы нашего сердца, всегда каяться пред Богом и говорить слова Евангельского мытаря: “Боже, милостив буди мне, грешному!”. Вот такое осознание своей греховности - это и есть основа настоящей молитвы.

Когда мы молимся Богу с чувством своей греховности, осознания своего недостоинства, осознания своих падений греховных и мы каемся, то эта покаянная молитва очень Богу угодна, она – богоприятная.

В лице нынешнего фарисея мы видим, что Богу не угодна такая молитва, которая идет от высокого мнения о себе, что он молится, что он жертвует, что он постится и в молитве еще осуждает своего ближнего, что он не такой, как прочие люди, не такой, как этот мытарь. Превозношение, гордыня, осуждение – Богу не угодны в нашей молитве. Богу угодно, когда мы с вами говорим слова молитвы и каемся перед Ним.

Конечно, молитва наша состоит из того, что мы славим Бога, что мы благодарим Бога в нашей молитве за его благодеяния и молимся о прощении наших грехов. Вот в этом состоит наша праведная молитва.

Когда мы молимся, мы должны предстоять пред невидимым Богом, находясь с такой верой в невидимого Бога, но присутствующего здесь, пред нами. Мы молимся именно с такой покаянной молитвой, молитвой мытаря – “Боже, милостив буди мне, грешному!”. И этой покаянной молитвой мытарь ушел из храма оправданным Богом, благословленным Богом, помилованным Богом.

И мы тоже должны приходить в церковь, чтобы уйти из этого храма окрыленными благодатью Божией, с чувством духовного удовлетворения, что мы в храме Божием хорошо покаялись, хорошо осознали свою греховность пред Богом, осознали свое недостоинство, и в Таинстве Покаяния мы покаялись в своих грехах. Господь по своему милосердию, великой милости и человеколюбию прощает нас и прощает нас тогда, когда мы прощаем друг друга и не превозносимся над ближним своим, не осуждаем ближнего своего за его какие-то немощи, слабости.

Если мы видим себя, себя укоряем, себя осуждаем, недовольны собой, что мы еще не достигли того духовного уровня, который должен быть в жизни православного христианина смиренным сердцем, кротком и молчаливом духе братолюбия, любви к Богу и ближнему, то такое состояния души оправдывает нас пред Богом. Мы получаем от Бога благословение и силу, для того, чтобы мы могли и в дальнейшем нести свой подвиг, подвиг возрастания в Боге, т.е. в тех добродетелях божественных, которые нас возвышают, нас обогащают, нас украшают.

И, дай Бог, чтобы мы, положив начало приготовления к Великому посту, приобрели такую молитву покаянную, чтобы мы дома, читая утренние и вечерние молитвы, читая каноны или акафисты, делали это с глубоким вниманием к каждому слову, чтобы каждое слово проходило через наше сознание, и чтобы оно было прочувствовано нашим сердцем. Потому что каждая молитва наша, которую мы читаем в утренних или вечерних молитвах, проникнута духом покаяния и осознания своей греховности. Эти молитвы помогают нам тому, чтобы мы осознали свою греховность, признавали себя грешными, и, как Господь сказал: “Я пришел на землю, чтобы грешных спасти и болящих исцелить”.

Не праведных, и не здоровых, а грешников спасти. И если мы с вами будем сознавать свою греховность, то тогда Господь будет совершать над нами дело нашего исправления, очищения, исцеления нашей греховности, падшей нашей природы. И тогда совершается над нами Божественное тайнодействие в нашем сердце, Господь и исцеляет нашу душу и очищает наше сердце от греховной скверны, от нашего падения греховного, от нашей падшей природы. Вот когда благодать Божия действует на нашу душу, совершается такое милосердие Божие.

Поэтому постараемся, дорогие братья и сестры, покаянной молитвой нести свой подвиг, свое служение в этой нашей жизни. Давайте настроимся на Великий пост именно покаянием, сознанием своей греховности и такой покаянной молитвой, которая очищает, просвещает и освящает нашу душу и наше сердце.

Дай Бог всем нам помощи Божией в этом труде, чтобы мы этим самым возрастали в Боге, не останавливались на одном достигнутом нашем положении сердечном, но возвышались от силы в силу до полной меры возраста Христова. Т.е. мы должны смотреть на Христа Спасителя и достигать тех добродетелей, которые мы видим во Христе Иисусе, жившего на этой земле и показавшего нам те добродетели, которыми Он руководствовался в этой жизни, показывая нам пример для нашего подражания Ему. И это и есть тот возраст Христов, который мы должны достичь.

Всех вас поздравляю с сегодняшним воскресным днем! Дай Бог, чтобы эта неделя была такой неделей углубленного размышления об этой притче мытаря и фарисея, чтобы мы прониклись духом смирения, духом кротости, духом покаяния и горячей молитвой Богу, зная, что только один Господь имеет власть прощать наши грехи и имеет власть очищать нашу душу и даровать нам радость благодатного общения с Ним».

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии
Источник: pravoslavie.uz

 
Православный календарь